Нестабильность экономики и стабильность роста цен на бензин вынуждают многих автолюбителей переходить на газобаллонное оборудование.
Мы не станем долго теоретизировать на эту тему, однако выгода от установки ГБО, даже устаревшего второго поколения налицо.
Даже на такой немолодой автомобиль, как Chevrolet Aveo T250.
И все же некоторые данные, говорящие об экономической эффективности после установки ГБО 2, мы приведем. На 2020 год средняя цена литра бензина по официальным данным составляет:
А-92 — 25,14 грн;
А-95 — 26,15 грн.
Цена на газ колеблется от 10,5 до 13 гривен в зависимости от заправки и региона. Что с расходом? Шевроле Авео на бензине берет по трассе в среднем от 7 до 8 литров, на газе — от 8 до 9.
В городе расход растет до 11-12 литров на бензине и до 14 литров на газе.
Несложно посчитать, что экономия при таком раскладе получается в пределах 80 гривен каждых 100 км.
Конечно, окупаемость газовой установки зависит и от ежедневного пробега, и от цены самого оборудования, и от цены за установку. Но мы попробуем пойти самым бюджетным путем, все собрать по частям и установить ГБО на Авео своими руками.
Можно обратиться в фирму, которая продаст все оборудование, сама все установит и настроит, но в этом случае период окупаемости ГБО продлится до неопределенного времени. Словом, минимальный набор, который нужен для запуска газобаллонного оборудования, следующий:
Баллон. Как правило, его устанавливают в багажнике на место запасного колеса.
Это большой минус, поскольку запаска в этом случае будет занимать половину багажника.
Оптимальный вариант — разжиться докаткой.
Инжектор-смеситель с антихлопковым клапаном.
Эмулятор форсунок, который будет делать вид, что работает впрыск. На самом деле работать будет ГБО. Устройство нужно для того, чтобы ЭБУ не меняло настройки, и не выдавало ошибки.
Газовый электроклапан с переключателем.
Редуктор газовый.
Эмулятор датчика кислорода.
Дозатор газа.
Комплект переходников, фитингов и шлангов. Он должен соответствовать размерам конкретного оборудования.
Еще понадобятся обжимные хомуты, возможно, какие-то мелочи. Как видим, второе поколение ГБО не слишком сложное в плане электроники, но устанавливать его нужно крайне аккуратно.
Установку будем начинать с баллона. Если финансы поют романсы, лучше купить б/у-шный баллон.
Уровень износа у них минимальный, но необходимо осмотреть его изнутри, насколько это возможно, чтобы не было ржавчины.
Баллон должен быть прогрунтован изнутри. Тогда есть гарантия, что коррозия не появится.
Осматриваем заправочный узел и датчик уровня газа. Поплавок должен ходить легко, без единого заедания. Обращаем внимание на отсекатель. Это простой штифт, который перекрывает доступ газа, когда в баллоне остается меньше 10-12% свободного места.
При заправке газом часто слышен характерный треск. Это работает отсекатель. Он не дает заправить в баллон слишком много газа для того, чтобы при нагревании газу было место для расширения.
На крайний случай предусмотрен аварийный клапан, который находится в модуле датчика уровня топлива. Если давление газа будет превышать норму, клапан стравит лишнее во внутренне пространство балона-бублика. Лишний газ будет уходить под машину через отверстие в днище багажника, которое мы подготовим. А само внутреннее пространство бака должно быть закрыто крышкой, чтобы лишний газ не поступал в салон.
Теперь установим заправочный штуцер. Он может быть расположен где угодно — хоть на бампере,
хоть на нижней части юбки бампера,
хоть возле горловины бензобака.
Высверливаем отверстие для штуцера, устанавливаем его, не забыв смазать мовилем просверленные отверстия, чтобы не развивалась коррозия.
Единственный минус установки заправочного штуцера под лючком бензобака — придется при каждой заправке вкручивать переходник, затем прятать его в багажник.
Обрабатываем установленный штуцер из-под колёсной арки, изнутри, мовилем или любым средством.
Протягиваем газовую трубку в багажник через одно из четырех отверстий, заглушенных резиновыми пробками.
Отверстие можно облагородить разрезанным вдоль шлангом, через него также будет выходить избыточный газ при необходимости.
Прикручиваем баллон на посадочное место запасного колеса. Только придется найти болт подлиннее.
Теперь устанавливаем модуль безопасности и уровня газа в баллон. Топливозаборная трубка должна смотреть строго вниз.
Закрепляем модуль на баке через прокладку.
Теперь протягиваем газовую магистраль под днищем в подкапотное пространство и крепим трубку к кузову специальными зажимами.
Устанавливаем газовый редуктор в любом удобном месте. Чаще всего его ставят на моторном щитке.
Иногда на кронштейнах радиатора.
Теперь можно подключать шланги системы охлаждения.
Антифриз в этом случае будет исполнять роль нагревателя редуктора. Мы же помним, что пока редуктор не прогреется до 40-45 градусов, он не сможет переводить топливо из жидкого в газообразное состояние.
Осталось подключить все электрические разъемы, установить в удобных местах эмулятор форсунок…
… и эмулятор датчика кислорода.
Еще необходимо установить реле, которое будет отключать бензонасос при переходе двигателя на газ. Это нужно для того, чтобы, во-первых, сохранить ресурс топливного модуля в бензобаке, а во-вторых, чтобы бензонасос не сгорел, когда в баке остается мало бензина — топливо служит ему и охлаждением, и смазкой.
Осталось установить кнопку управления ГБО в салоне.
И настроить аппаратуру. Но это уже совсем другая история.
Полезные статьи
Первые проблемы с рулевой рейкой Шевроле Лачетти обычно начинаются...
Во время ремонта или планового осмотра Шевроле Лачетти возникает...
При плановой замене высоковольтных проводов и свечей Дэу Ланос...
Система отопления салона Шевроле Лачетти подвержена некоторым...
Подсветка салона Шевроле Авео представлена одним верхним плафоном...